Главная » Новости » Обо всем, чем интересен Остров Свободы металлургическому и машиностроительному бизнесу России


Обо всем, чем интересен Остров Свободы металлургическому и машиностроительному бизнесу России

До 4 февраля пробудет кубинский лидер Рауль Кастро в России. Такого не было четверть века, со времен визита к Никите Хрущеву старшего брата Фиделя. Да и таких экономических контактов, о которых говорят в последние несколько лет, не наблюдалось со времен развала СССР. Только за январь актуализировались проекты в судостроении, авиастроении и автопроме. Злопыхатели и международные аналитики могут сколько угодно говорить, что визит Рауля Кастро – «дымовая завеса», что это «сигнал» новоизбранному американскому президенту: не снимешь-де экономическую блокаду, закупим «Жигули» еще на 50 стратегических лет…

И не только «Жигули»! Но и «КАМАЗы», и даже «Тушки», если верить итогам сегодняшних переговоров в Кремле лидеров двух стран. Вот что поведал Дмитрий Медведев: «У нас очень хороший потенциал развития, и я считаю, что тот товарооборот, который сегодня есть, он скромный, думаю, что мы могли бы существенно продвинуться вперёд, потому что сумма в $239 миллионов – это совсем не тот уровень, который может устроить наши страны. Задача, конечно, будет заключаться в том, чтобы реализовать все те договорённости, которые были достигнуты». В частности, речь идет о кредитных соглашениях между ВЭБом и компанией Авиаимпорт о финансировании поставки самолёта ТУ-204СЕ (и сопутствующего оборудования) и генеральном соглашении о взаимодействии между КАМАЗом и кубинской фирмой Традэкс, которое предусматривает создание в перспективе сборочного производства «КАМАЗов» на Кубе.

До металлургии дело пока не дошло. Однако если так пойдет дальше – обязательно дойдет. Авторы МС&С попробовали разобраться, что на Острове Свободы может представлять интерес с профессиональной точки зрения. И не только.

Как ни странно, но на Кубе, славной лучшим в мире песком на прибрежной полосе Варадеро, раскинувшейся на десятки километров вдоль Атлантического океана, имеется своя металлургическая промышленность. Более того, Куба занимает пятое место в мире по производству никеля.

Основу островного металлургического комплекса составляют месторождения, отличающиеся большими запасами никеля и кобальта. Переработкой добытых руд занимаются три гидрометаллургических завода. Справедливости ради стоит отметить, что производят они не чистый никель, а его соединения. Впрочем, главный экспортный товар Острова Свободы — ром — в Европе тоже предпочитают употреблять не в чистом виде, а в виде соединений, то бишь коктейлей. Исключение составляют любители другого основного кубинского экспортного товара — сигар. Искушённые ценители гаванских сигар, среди которых встречается и немало российских металлургов, предпочитают пить Havana Club многолетней выдержки неразбавленным, справедливо считая его одним из лучших спиртных напитков на свете.

Два никелевых завода – имени Эрнеста Че Гевары и имени Рамоса Латура полностью находятся в государственной собственности, на базе же третьего – Моа Nickel — в 1994 г. кубинским правительством и канадской компанией Sherritt International было создано СП. Получаемый на предприятии сульфидный концентрат отправляется в Канаду на принадлежащий Sherritt завод Fort Saskatchewan (провинция Альберта), где перерабатывается в чистый никель. Вдобавок из концентрата получают и кобальт. Поскольку дела у Sherritt идут неплохо, то в марте 2005 г. она договорилась с правительством об увеличении годовой мощности Moa Nickel с 33 тыс. т до 49 тыс. т никеля и кобальта (в «сульфидной форме»). Между тем, еще лет пять назад на никелевые месторождения Мао претендовали структуры Владимира Потанина и Виктора Вексельберга.

Но тут ничего не попишешь: канадцам явным образом везет с Кубой под боком. Если россиянам, которые в свое время, собственно, и создали с нуля никелевую промышленность Кубы, лететь на другой конец света, то канадцам — считанные часы. Если отдых на острове для россиянина обойдется в несколько тысяч вечно-зеленых купюр, то канадцы оттягиваются на Кубе неделями напролет за считанные сотни ненавистной американской валюты. С кленовым чаем опять-таки удивительно хорошо сочетается ром — ничуть не хуже европейского пунша. Так что у канадцев есть все мотивы оккупировать остров Свободы. Что они, в общем-то, с успехом и демонстрируют: если и слышна на острове речь американца, то этот американец — обязательно канадец.

Других туда просто не пускают. Граждане США — персоны нон грата. Такая вот незадача: нация, известная своими пристрастиями к сигарам, вынуждена покупать кубинские сигары втридорога в Ев
ропе. Хотя к Майами вообще рукой подать — каких-то сотню километров. Ан нет! Нога граждан некогда великих и ужасных Соединенных Штатов, ныне первыми нырнувшими в глобальный экономический кризис, не может ступить на кубинский песок. Верно и наоборот: въезд кубинцам в США тоже заказан, разве что только океаном, вплавь — тогда приютят и политическое убежище дадут, да только редкий кубинец достигнет берега США. Впрочем, за без малого 50 лет властвования команданте (за этот срок в соседних США сменились 9 президентов!) многие проделали это смертоопасное путешествие и сейчас благосостояние кубинцев во многом зиждится на переводах мигрантов из США своим родственникам. По данным Госдепартамента США, от $600 млн до $1 млрд получают ежегодно кубинские семьи от многотысячной диаспоры во Флориде. Несколько авторитетных членов конгресса являются кубинцами. Все они известны своей ненавистью к режиму Фиделя Кастро. Такие вот издержки экономической блокады.

Вообще, месторождения Кубы манят к себе взоры многих компаний. Например, несколько лет назад специалисты бразильской CVRD (ныне — Vale) подготовили проект строительства завода Vermelho. Его мощность планируется на уровне 45 тыс. т никеля в год, а применяться будет технология кислотного выщелачивания под высоким давлением. Другой проект предполагала осуществить китайская Citic Group, желавшая добывать никелевые руды в провинции Сан Фелипе. Инвестиции оценивались на уровне $1 млрд.

Правда, в никелевой отрасли Острова Свободы есть свой долгострой – завод по производству никелевого концентрата и чистого никеля Las Camariocas. Завод стали строить в 1983 г. под руководством советских специалистов. В него было вложено 300 млн инвалютных рублей, но в 1991 г. при более чем 50% готовности предприятия строительство остановилось. Когда грянула перестройка, вообще все остановилось. Шутка ли — крупнейший экспортный рынок, братский СССР, главный донор приказал долго жить?! ВВП Кубы сократился как минимум на 35%. Экономику островного государства накрыл настоящий коллапс: плантации тростника были заброшены, потому что сахар продавать было больше некому. Коньюнктура сахарного рынка последние лет 15 была архискверной, и в итоге урожай сейчас на Кубе в 3,5 раза меньше, чем в 1989 г. Правда, в последнее время наметились положительные сдвиги — сахарный рынок стал расти.

Советско-кубинский товарооборот рос с космической скоростью: если в 1960 г. он не превышал 160 млн руб., то за 10 лет властвования правительства Фиделя Кастро увеличился более чем в шесть раз — до более чем 1 млрд руб. В 1970 г. на долю СССР приходилось более половины товарооборота островной республики. Главным товаром советского экспорта на Кубу была нефть, кубинского в СССР — сахар-сырец. В отдельные годы доля сахара-сырца в общем объеме кубинского экспорта в Советский Союз превышала 80%. За 1960—1991 гг. Куба поставила в СССР около 90 млн т этого продукта. Еще в середине 1990-х производители сахарной свеклы и российские сахарные заводы неустанно жаловались на затоваренность страны тростниковым сырьем! Другой важной статьей кубинского экспорта в СССР являлась стратегическая никеле-кобальтовая продукция. Как и в случае с сахаром-сырцом, Союз был основным потребителем кубинского сырья.

Соответственно, возник вопрос: с кем достраивать Las Camariocas? В качестве одного из претендентов рассматривался Норильский Никель. Осенью 2000 г. концерн направил ТЭО проекта достройки завода кубинскому правительству, предложив создать СП с распределением полученной прибыли по следующей схеме: часть прибыли пойдет НорНикелю, а часть — как погашение госдолга Кубы — будет поступать на счета правительства России. Однако Куба не признает необходимость выплаты советского долга и поэтому переговоры зашли в тупик. Впрочем, в 2004 г. кубинцам удача улыбнулась. Китайская Minmetals подписала с кубинской Yamaniguey соглашение о создании СП, которое должно достроить многострадальный Las Camariocas и начать разработку латеритных никелевых залежей в провинции Камагуэй. Предполагается, что после достройки и запуска завода, часть его продукции будет поставляться на сталелитейные предприятий Китая.

Это, кстати, тоже главенствующая тенденция постсоветского времени: откуда уходит Россия, туда приходит Китай. В случае с Кубой — вообще святое дело, поскольку 1% населения острова составляют именно китайцы. В течение последних лет Поднебесная ссудила Кубе порядка $1 млрд. (До сих пор только СССР ежегодно субсидировал кубинскую экономику в сходных объемах.) Нынешняя власть, кажется, осознала сей факт, и в октябре
2006 г. тогдашний премьер Михаил Фрадков нанес визит в латиноамериканское сердце, чтобы восстановить окончательно прервавшиеся в 1999 г. экономические отношения, когда была отменена программа "Нефть в обмен на сахар", и режим Фиделя Кастро прекратил обслуживание всех долговых обязательств перед РФ. В 2006 г. Россия реструктурировала Кубе долг в $166 млн и в очередной раз выдала под закупку российской техники новый кредит в $355 млн на 10 лет под 5% годовых. Осенью прошлого года и вовсе состоялась беспрецедентная прогулка президента Дмитрия Медведева по старой Гаване. Минувшей осенью Москва выделила Гаване более $300 млн. На этот раз — только $20. Кризис на дворе, однако.

Вопрос о долгах Кубы перед СССР на $26 млрд ни в 2006, ни в прошлом году особо не обсуждался. Сейчас об этом тоже не слышно. Гавана, повторимся, отказывается признавать долг, заявляя, что экономические потери страны от внезапного прекращения Россией сотрудничества с Кубой в 1990 гг., в том числе по поставкам технологий для совместных проектов и бартерной нефти в рамках прежних соглашений, составляют порядка $30 млрд. Судя по всему, этот вопрос еще предстоит обсуждать. Вообще же, по сравнению с былыми временами, товарооборот двух стран упал в разы — тут Дмитрий Медведев абсолютно прав. Впрочем, если бы товаоборот превышал $500 млн, то наша страна рисковала бы нарваться на санкции США за сотрудничество с подвергнутым экономической блокаде островным государством. Однако в нынешних экономических и политических реалиях санкции потеряли былое значение.

Российская сторона продвигает на Кубу машинно-техническую продукцию и авиатехнику. В 2006 г. при кредитной поддержке ВЭБа, ВТБ и Росэксимбанка (кредиты были выданы под гарантии государства) туда были поставлены два самолета Ил-96-300, произведенных в Воронеже. Предполагалось поставить еще два Ил-96-300, столько же Ту-204-100 и один грузовой Ту-204С.

По сходному пути идет, кстати, и Белоруссия. Между такими белорусскими предприятиями, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ, ММЗ и кубинскими предприятиями подписаны контракты. Их теперь, похоже, потеснит КАМАЗ, покоривший недавно Латинскую Америку во время знаменитого ралли Дакар. Транспортная система Кубы — вообще отдельная тема. Еще недавно туристы просто балдели от так называемых «верблюдов», представлявших собой тягач с приваренным длиннющим посадочным салоном. Именно такие тягачи выполняли функции общественного транспорта. А поскольку этих «автобусов» катастрофически не доставало, каждый владелец машины и государственный водитель обязан был подвозить голосующих на дороге попутчиков, помогая тем самым «делу революции»… Впрочем, если верить сегодняшнему репортажу 1 канала, в Гаване произошла «транспортная революция»: "…ее символом стал пассажирский автобус, машина российского производства".

Если говорить о черной металлургии, то она представлена несколькими предприятиями, работающими под чутким руководством государственной Grupo Metalurgico Acinox. Крупнейшими из опекаемых ею заводов являются Acerox Inpxidables (мощность — до 97 тыс. т углеродистой стали в год) и Las Tunas (около 150 тыс. т «нержавейки» и 220 тыс. т углеродистой стали). По некоторым данным, объемы выпуска стальной продукции в последние годы падали из-за проблем с сырьем.

…Трудно даже себе представить, какая приватизационная вакханалия начнется после смерти Фиделя Кастро … как будут захватываться полоски пляжей и замки колониальной архитектуры, виллы вроде виллы Дюпона и прочие богатства. Впрочем, если это не начнется совсем скоро, то Кубе натурально грозит разруха. Колониальные дворцы старой Гаваны просто разрушаются. Металла строительного назначения для их восстановления точно потребуется немало. А вот сейчас такое ощущение, что основная статья потребления металлопродукции из черных металлов приходится на решетки — в кубинских домах они выполняют функцию стеклянных окон.

Впрочем, в перспективе серьезной статьей металлопотребление может стать разработка шельфовых нефтяных месторождений, обнаруженных не так давно. Примитивные нефтяные «вышки-качалки» и сейчас встречаются на острове. А для строительства нефтяных платформ потребуются, в частности, сотни тысяч тонн арматурного проката. На огромные и долгосрочные инвестиции в разработку нефтяных месторождений на кубинском шельфе уже претендуют Венесуэла, Аргентина и Испания, чьи позиции традиционно сильны на острове. «Нефтяник» Уго Чавес — вообще главный друг Фиделя Кастро.

Если продолжать разговор о других цвет

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Опубликовать в Livejournal Добавить в Google Buzz Поделиться В Моем Мире


Еще статьи из этой рубрики:

    БУММАШ приобрел 100 % акций сербского холдинга Первая пятилетка
    Буммаш (г. Ижевск) завершило сделку по приобретению 100% акций холдинга Первая Пятилетка (г. Трстеник, Сербия). Первая пятилетка - ведущий в Восточной Европе производитель гидравлического и пневматического оборудования.

    УЗПС подвел итоги работы в прошлом году
    В 2008 г. Уральский завод прецизионных сплавов (УЗПС, г. Березовский) произвел около 146 тыс. т продукции (-45% к уровню 2007 г.). Сокращение объемов выпуска связано со снижением потребностей рынка, а также с перераспределением сортамента продукции Макси-Групп в пользу увеличения в структуре производства доли сортового проката.

    РЖД ущемляло интересы владельцев вагонов
    29 января 2008 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил постановления Арбитражного суда Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда, подтвердив тем самым законность и обоснованность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в отношении ОАО «РЖД».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>